8 (928) 633-60-90 г. Пятигорск, ул. Бунимовича 17Б

Урок литературы в театре — Фонд культурного развития региона Кавказских Минеральных Вод

О проекте

 

Реализуется с 2020 года (благодаря поддержке Фонда президентских грантов и Президентского фонда культурных инициатив). 

Цель проекта: Предоставить школьникам возможность более глубоко, комплексно и в новых форматах знакомится с произведениями классической литературы.

Задачи проекта:

  1. Обеспечить школьникам возможность изучать произведения классической литературы посредством читок с профессиональными актерами, просмотров анимационных фильмов и спектаклей.
  2. Создать условия для погружения школьников в творческий процесс, а также в мир изучаемых авторов, произведений и эпох за счет проведения дополнительных интерактивных мероприятий.

Партнеры проекта: МУ «Управление образования администрации города Пятигорска», МУ «Управление культуры администрации города Пятигорска», МВК «Моя Страна. Моя История» в г. Пятигорске и МБУК "Централизованная библиотечная система города Пятигорска".

Обоснование:

Литературные произведения, которые входят в образовательную программу не зря называют классическими. Они несут в себе глубокий смысл и высокую ценность в виде живого великорусского языка. Важно уметь их воспринимать и пропускать через себя. К сожалению, сегодня многие произведения школьники изучают очень поверхностно, считая их устаревшими и неинтересными. Задача нашего проекта показать ребятам красоту и силу классической литературы, а также взаимосвязь различных видов искусств.

Для школьников начальных классов нам важно привить любовь к чтению книг в принципе. Необходимо показать младшеклассникам, что книги – это не скучные страницы, покрытые буками. Заинтересовать ребят процессом чтения, показав, как могут «оживать» герои произведений, вовлечь их в игровой творческий процесс.

Для средней школы мы предлагаем новый взгляд на знакомые произведения, соединяя визуальный, аудиоряд и смысловой. Такой подход позволяет школьникам переосмыслить само литературное произведение и понять, насколько важны в нем используемые речевые обороты, и какая сила заключена в самых, казалось бы, обычных вещах.

Для учеников старших классов мы предлагаем не просто познакомиться с литературными произведениями, но и задуматься над тем, как оно было создано и что происходило в жизни автора в момент создания. Предлагаем ребятам выйти за границы произведения, взглянуть на него гораздо шире.

Это помогает развитию логического и креативного мышления, что способствует более гармоничному развитию личности в целом. 

Программы проекта

 

«Театральные чтения».

Адресована ученикам начальной школы с целью повышения интереса ребят 1-4 классов к чтению и книге как к первоисточнику. Включает в себя:

  • Чтение актерами выбранных произведений /в формате «живой аудиокниги»;
  • Беседы-обсуждения;
  • Интерактивные игры (на внимание, развитие координации и артикуляции).

Актеры программы - студенты актерского отделения колледжа искусств им. Сафонова /руководитель Алексей Яковлев/. 

Список произведений для каждой параллели формируется в соответствии с рекомендациями учителей.

«Визуальные чтения» 

Просмотр школьниками анимационных фильмов по поэтическим произведениям, проходимым в средней школе. 

В рамках данной программы создаются уникальные анимационные фильмы, объединяющие в себе несколько видов искусств: поэзию (авторский текст), живопись и музыку. За первые сезоны проекта были созданы уже два анимационных фильма по произведениям М.Ю. Лермонтова, представляющие собой отрисованные песком картины, объединенные в гармоничное единое действо, согласно тексту поэмы.

Для школьников 9-х классов предназначен фильм «Демон», Прочтение авторского текста М.Ю. Лермонтова сопровождается музыкой А. Рубинштейна, звучанием хора многоголосья и национальных инструментов Кавказа и Закавказья, упоминаемых в поэме (дудук, чонгур и зурна). Видеоряд представлен песочными копиями иллюстраций М. Врубеля.

Для школьников 8-х классов создан фильм «Мцыри». Видеоряд фильма состоит из отрисованных цветным песком авторских картин художника.

Режиссер - В. Гребенюкова, художник по песку О. Сучкова, звукорежиссер — заслуженный работник культуры Републики Дагестан - В. Баскаев, актеры - Почетный деятель искусств Ставропольского края А. Яковлев и почетный деятель искусств Республики Карелия Н. Прокопец.

«Литературно-театральная площадка»

Программа адресована ученикам 10-11 классов и включает в себя показы танцевально-поэтического спектакля о жизни и творчестве М.И. Цветаевой «Бессонница» (режиссер В. Гребенюкова), а также спектакля «Вишневый сад» (по одноименной пьесе А.П. Чехова). Видеоверсия спектакля «Бессонница» была создана в первом сезоне проекта. В создании спектакля «Вишневый сад» второго сезона проекта принимали участие актеры камерного театра г. Пятигорска «Крупный план» (режиссер С. Волков).

«Вечер русского романса»

Экспериментальная реконструкция литературно-музыкальной гостиной времен «водяного общества» в духе иммерсивного театра впечатлений.

Для учеников 10-11 классов предназначен спектакль «Серебряный век русского романса», а для учеников 8-9 классов - «Золотой век русского романса». /Режиссер – Почетный деятель искусств Ставропольского края А. Яковлев. Концертмейстеры: И. Рябов и А. Сигеда, солисты: Ю. Сивкова и Н. Рыкунов/.

Данные вечера проходят непосредственно в школах и позволяют ребятам /не выходя за рамки урока литературы/ знакомится с материалом школьной программы, представленным в необычном формате, получать новые эмоции и проявлять свои творческие способности.

«Театральный критик»

Просмотры анимационных фильмов и спектаклей сопровождаются тематическими мини-лекциями и заполнением тестовых анкет, что позволяет получить от ребят обратную связь и оценить качественный эффект от просмотров. Выявлению творческих способностей ребят помогает также выполнение творческих работ и проведение специальных тематических конференций-бесед с приглашением экспертов разных областей. В некоторых конференциях спикерами были сами ребята. 

Творческие конференции:

Для закрепления материала и перевода чувственного опыта в устойчивое знание, в рамках проекта организованы конференции с экспертами из разных областей: 

  • «Поэма «Демон» как связующая нить разных видов искусств»

    Приглашённые эксперты: старший научный сотрудник Государственного музея-заповедника М.Ю. Лермонтова, член Союза писателей России – Кривецкая Е.С; художник-живописец, член профессионального союза художников России, член союза русских художников – Злобина М.В, музыковед Ставропольской государственной филармонии – Михайленко А.А.
  • «Связь эпох: от Ивана Грозного, до современного школьника, а также секреты написания произведения «Песня про купца Калашникова» М.Ю. Лермонтова».

    Приглашёнными гостями-экспертами были: методист по научно-просветительской деятельности «МВК «Моя страна. Моя история» в городе Пятигорске – Е.И. Гобозова, старший научный сотрудник Государственного музея-заповедника М.Ю. Лермонтова, член Союза писателей России – Е.С. Кривецкая, популярный видеоблогер и кинокритик – И.К. Бунин.
  • «Жизнь и творчество М.И. Цветаевой».

    Спикеры: эксперт, режиссер Е.А. Дорман (г. Москва) и участники студии юных корреспондентов и писателей «Парус» (руководитель Л.А. Гулиева)

Итоги проекта

 

Культурные продукты, создаваемые в рамках реализации всех сезонов данного проекта, проходят тщательную экспертную оценку на качество и достоверность. На сегодняшний день они включены в государственную программу приобщения молодежи к культуре - «Пушкинская карта», а значит, доступны для школьников и студентов региона /в соответствии с возрастными ограничениями/.

Итоги 1 сезона:

Реализация первого сезона проекта пришлась на период пандемии, поэтому все мероприятия проходили в онлайн-формате. 

Созданы:

  • танцевально-поэтический спектакль о жизни и творчестве М.И. Цветаевой «Бессонница» (включен в программу «Пушкинская карта»);
  • спектакль «Песня про купца Калашникова» по одноименному произведению М.Ю. Лермонтова);
  • анимационный фильм «Демон» (по одноименной поэме М.Ю. Лермонтова);
  • концертная программа «Солнце русской поэзии», посвященная 200-летию приезда А.С. Пушкина на Кавказ.

Проведено:

  • Проведено 16 онлайн трансляций фильмов и спектаклей
  • Конференция: «Поэма «Демон» как связующая нить разных видов искусств» 
  • Конференция: «Связь эпох: от Ивана Грозного, до современного школьника, а также секреты написания произведения «Песня про купца Калашникова» М.Ю. Лермонтова». 
  • Конференция: «Жизнь и творчество М.И. Цветаевой». 

Изготовлено детьми по итогам просмотров: 

  • 10 объемных открыток с достопримечательностями Пятигорска
  • 30 альбомов на тему «Пушкин на Кавказе» (для каждой из школ города). 

В проекте задействовано:

  • 12 экспертов (режиссеры, художники, ученые)
  • 25 волонтеров 
  • Более 30 учителей русского языка и литературы

Количественные показатели:

  • Более 6000 учеников средней школы посмотрели спектакли и фильмы
  • Более 2000 школьников стали участниками интерактивных программ

Качественные показатели:

  • Создана литературно-театральная площадка на 120 мест на базе Фонда
  • Присоединение к программе Пушкинская карта и устойчивое продолжение проекта

Итоги 2 сезона:

Созданы: 

  • спектакль «Вишнёвый сад» (по одноименной пьесе А.П. Чехова);
  • спектакль «Анна Снегина» (по одноименной поэме С.А. Есенина);
  • анимационный фильм «Мцыри» (по одноименной поэме М.Ю. Лермонтова);
  • иммерсивная концертная программа «Золотой век русского романса».

Проведено:

  • 16  мероприятий  для начальных классов;
  • 9 показов спектаклей и иммерсивных программ;
  • 16 показов анимационных фильмов; 

Подготовлено: 

  • 8 интерактивных программ для начальных классов;
  • 500 уникальных читательских билетов
  • 5 видов брошюр «Театральный критик» для каждого произведения. 

В проекте задействовано:

  • 15 экспертов (режиссеры, художники, ученые, актеры)
  • 12 волонтеров
  • Более 30 учителей русского языка и литературы

Количественные показатели:

  • Более 500 учащихся начальных классов приняли участие в программе «Театральные чтения»;
  • Более 1200 школьников приняли участие в программе «Визуальные чтения»;Более 1200 школьников приняли участие в программе «Литературно-театральная площадка». 

Качественные показатели:

  • Более 1000 школьников написали рецензии на фильмы и спектакли;
  • 500 учеников начальных классов стали читателями детской библиотеки. 

Фотоотчёт

 

Отзывы

Ваши отзывы о нас

Отправить сообщение

По вопросам сотрудничества с Фондом культурного развития региона КМВ